Правовой анализ информации о текущем расследовании сообщений (жалоб/заявлений) о пытках либо иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением, в отношении Искандера Еримбетова, содержащегося в качестве меры пресечения в ГУ ЛА-155/1
Коалиция НПО Казахстана против пыток обеспокоена рядом сообщений в СМИ о применении в отношении Искандера Еримбетова унижающего обращение, бесчеловечного, жестокого обращения или пыток. Вместе с тем, Коалиция обнадёжена недавней, также опубликованной в СМИ, информацией о начале досудебного расследования этих сообщений управлением специальных прокуроров Департамента Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по г. Алматы.
Ниже предлагается правовой анализ наблюдаемого Коалицией хода официального рассмотрения сообщений, жалоб, заявлений о пытках в отношении Искандера Еримбетова на сегодняшний день, с начала появления информации об этих жалобах в СМИ.
- По поводу необходимости написания заявления или жалобы по пыткам самим потерпевшим.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Начало досудебного расследования по делам о пытках не должно зависеть от их заявления.
Согласно статье 32, части 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, уголовное правонарушение, предусмотренное статьей 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан — «Пытки», — вследствие своих характера и тяжести, относится к делам публичного обвинения. Уголовное преследование по этим делам осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшим.
Согласно статье 180 части 1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, поводами к началу досудебного расследования могут служить либо заявление физического лица либо сообщение должностного лица, выполняющего управленческие функции; либо явка с повинной; либо сообщение в средствах массовой информации; либо рапорт должностого лица органа уголовного преследования о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении.
По делу, в данном случаем, Искандера Еримбетова основаниями для начала досудебного расследования по статье «Пытки» в отношении него могли служить как заявления физических лиц (его родителей), так и неоднократные сообщения о предполагаемых пытках в отношении И. Еримбетова в СМИ, к которым, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.) «О средствах массовой информации», относятся в том числе интернет-ресурсы, включая социальную сеть «Facebook».
Таким образом, требовать жалобы или заявления о пытках со стороны самого И. Еримбетова, как основания, якобы, для начала досудебного расследования по пыткам, не являлось бы и не является законным и необходимым.
II. По факту рассмотрения жалобы о пытках в отношении И. Еримбетова следователем Департамента Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по городу Алматы Валиевым Е.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Департамент Национального бюро по противодействию коррупции должен быть отстранен от рассмотрения жалоб/заявлений И. Еримебетова о пытках.
В соответствии со статьей 187 частью 4 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, подтвержденному в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 617 «Об утверждении третьего периодического доклада о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», «с целью исключения ведомственной корпоративности и заинтересованности при расследовании данной категории дел», досудебное расследование по статье «Пытки» проводится либо органами внутренних дел или антикоррупционной службой.
Так как пытки, в понимании части 1 статьи 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан, по сообщениям родителей Искандера Еримбетова, а также его собственным, указанным в собственноручно составленной им записке своему адвокату, опубликованной адвокатом в социальной сети «Facebook», совершались сокамерниками И. Еримбетова в ГУ ЛА-155/1 КУИС МВД РК, то есть, чаще всего в таких случаях, «с ведома или молчаливого согласия должностных лиц» – в данном случае, сотрудников ГУ ЛА-155/1 МВД РК, то, следовательно, в соответствии с указанным выше положением части 4 статьи 187 УПК РК, данное заявление о пытках в стенах учреждения, подведомственного КУИС МВД РК, справедливо, как казалось бы, было передано по подследственности антикоррупционной службе.
Также, руководствуясь частью 1 статьи 101 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, узнав о пытках, администрация ГУ ЛА-155/1 была вправе передать жалобу в интересах И. Еримбетова «органу, ведущему уголовный процесс», то есть опять же следователю антикоррупционной службы по г. Алматы Е. Валиеву.
Однако, согласно части 2 статьи 101 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, «жалобы лиц, задержанных или содержащихся под стражей, на пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения […] администрация мест заключения обязана немедленно передавать прокурору», а не «органу, ведущему уголовный процесс».
Таким образом, рассмотрением жалобы или расследованием заявления о пытках, поданного в интересах И. Еримебетова, не должен был заниматься орган, расследующий его основное обвинение.
Также, в случае продолжения расследования жалоб/заявлений о пытках в отношении И. Еримбетова, поданных в его интересах его защитниками, следователем антикоррупционной службы Е. Валиевым, угроза применения в отношении И. Еримбетова статьи 421 Уголовного кодекса Республики Казахстан об уголовной ответственности (вплоть до 5 лет лишения свободы) за «отказ потерпевшего от дачи показаний», не может быть применена, так как, согласно вышеуказанным положениям уголовно-процессуального законодательства РК, досудебным расследованием о пытках в отношении И. Еримбетова антикоррупционная служба заниматься не должна. В связи с этим отказ И. Еримбетова давать показания следователю Департамента Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по городу Алматы Е. Валиеву по вопросу имевших в отношении него пыток закону не противоречит.
- По фактам передачи заявлений, адресованных органам прокуратуры, с требованием проведения прокуратурой досудебного расследования по пыткам в отношении И. Еримбетова, в антикоррупционную службу – орган, проводящий досудебное расследование основного обвинения И. Еримбетова.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Расследованием заявления/жалоб в интересах И. Еримбетова о пытках должны были изначально заниматься Специальные прокуроры Управления специальных прокуроров Департамента специальных прокуроров Генеральной прокуратуры по г. Алматы.
По информации в СМИ, дело (или жалобы) о пытках в отношении И. Еримбетова для досудебного расследования (или проверки) было передано в антикоррупционную службу. При этом, в данном случае, не было учтено то, что целью применения предполагаемых пыток в отношении И. Еримбетова, по сообщениям его родителей и адвоката, являлось повлиять на ход предварительного расследования по его основному обвинению, то есть делу, находящемуся в подследственности именно антикоррупционной службы.
Таким образом, в связи с описанным выше конфликтом подследственности, имеющим место в случае подачи жалоб/заявлений в интересах подозреваемого/обвиняемоего, содержащегося в качестве меры пресечения в местах содержания под стражей, о пытках, совершаемых там в отношении него с предполагаемой целью повлиять на исход досудебного расследования по его основному обвинению, а именно: когда такие жалобы/заявления расследуются органом, ведущий уголовный процесс по основному обвинению потерпевшего, следует применять пункт 12 части 1 статьи 193 УПК РК.
Более того, подпункт 1 пункта 12 части 1 статьи 193 УПК напрямую наделяет прокуроров в ходе досудебного расследования полномочием «осуществлять досудебное расследование по делам о пытках».
Также, в соответствии с пунктом 4 Приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 7 «Об утверждении Инструкции о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению» (дополненным Приказом Генерального прокурора РК от 07.10.14 г. № 107 (вступил в силу с 1 января 2015 года)), «расследование по уголовным делам о пытках поручается прокурорам».
Пытки относятся к приоритетным делам, подлежащих расследованию в органах прокуратуры. Об этом говорится в Приказе Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 48 «Об утверждении Инструкции об организации досудебного расследования в органах прокуратуры».
Проведением досудебного расследования по пыткам, согласно Приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 48, должны заниматься специальные прокуроры Управлений специальных прокуроров прокуратур областей и приравненных к ним, реже – надзирающие прокуроры.
Для обеспечения качественного расследования заявлений о пытках сотрудниками прокуратуры, Инструкция Генерального прокурора РК № 7 от 1 февраля 2010 года (дополнена Приказом Генерального прокурора РК от 7 октября 2014 года № 107 (вступил в силу с 1 января 2015 года)), предусматривает, в частности, следующие меры:
- «По каждому факту незаконного применения физической силы и других недозволенных методов ведения дознания и следствия, при наличии достаточных оснований для начала досудебного расследования, обеспечивается избрание адекватной меры пресечения [в отношении подозреваемых], качественное расследование и принятие законного и обоснованного решения, соразмерного содеянному».
- «О мерах, принимаемых по публикациям в СМИ, и их результатах информируется общественность».
- «В случае указания в заявлении или сообщении на длящееся нарушение безотлагательно организовывается выезд на место, принимаются меры к прекращению пытки и иных незаконных методов ведения дознания и следствия».
- «Для выяснения вопроса о причинении потерпевшему(им) физических или нравственных страданий, назначаются судебно-медицинская, комплексная психолого-психиатрическая или иные экспертизы».
- «Необходимо рассматривать вопрос о привлечении к уголовной ответственности как сотрудников органов уголовного преследования, допустивших недозволенные методы ведения следствия и дознания, так и должностных лиц, при попустительстве либо подстрекательстве которых эти действия совершены».
Основываясь на информации, поступившей от защитников Искандера Еримбетова, опубликованной в СМИ, Коалиция НПО Казахстана против пыток вынуждена констатировать, что на сегодня, спустя более недели после сообщения о повторных пытках в отношении И. Еримбетова, органами прокуратуры не были предприняты меры по прекращению пыток; не была обеспечена безопасность потерпевшего; не были проведены судебно-медицинская, комплексная психолого-психиатрическая или иные экспертизы; не были отстранены от должности сотрудники ГУ ЛА-155/1, предположительно способствовавшие совершению в отношении И. Еримбетова его сокамерниками пыток или иного противоправого обращения.
Упущено значительное время, а с ним – доказательства.
Коалиция рекомендует Генеральной прокуратуре учесть вышеуказанные рекомендации в случаях поступления других сообщений о пытках, а также придерживаться собственных инструкций и взятых на себя международных обязательство в сфере борьбы с пытками. А в случае Искандера Еримбетова, в интересах обеспечения правосудия, обеспечить проведение качественного (всестороннего, объективного) расследования сообщений (жалоб, заявлений), поданных в его интересах.
При проведении расследования Коалиция рекомендует учитывать положения Стамбульского протокола (Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) (представлен Верховному комиссару ООН по правам человека 9 августа 1999 года).
Коалиция НПО Казахстана против пыток подтверждает свою готовность оказывать всяческое аналитико-информационное содействие в обеспечении качественных расследований сообщений о пытках органами прокуратуры в нашей стране.
Свежие комментарии