О выполнении Казахстаном рекомендаций ООН в области борьбы с пытками

Выступление Т. Чернобиль, независимого консультанта по международному праву в области прав человека на Круглом столе по представлению промежуточного доклада НПО по выполнению Республикой Казахстан рекомендаций Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора.

Астана, 27 сентября 2017 г.

В 2014 году 8 рекомендаций, предложенных Казахстану Рабочей группой Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора (УПО), и принятых Казахстаном к исполнению, были направлены на борьбу с пытками. Из них 5 повторяются – это предложения по усовершенствованию национального превентивного механизма, остальные касаются учреждения механизма эффективного расследования пыток. Есть 1 рекомендация общего характера, однако, очень важная – придерживаться принципа абсолютной нетерпимости в отношении пыток и других видов жестокого обращения.

Среди рекомендаций, которые официальный Казахстан посчитал уже выполненными, рекомендации, касающиеся, в основном, невысылки и опять же учреждения эффективного механизма расследования.

Почему-то какие-то рекомендации по расследованию посчитали выполненными, а какие-то, практически, в той же формулировке – нет. Но работа по усовершенствованию механизма расследования ведется. Что хорошо.

Соответственно, в Плане мероприятий Правительства по реализации рекомендаций государств-членов ООН в рамках УПО на 2015-2018 годы нашли отражение принятые Казахстаном к исполнению и рекомендации по вопросу пыток. Надеемся, что в его финальной версии за соответствующими государственными органами закреплены действенные мероприятия по реализации рекомендаций, в частности, по вопросу независимого расследования. Хотелось бы видеть механизм расследования именно эффективным, а это значит: бесспристрастным, быстрым и тщательным.

К следующему циклу отчетности Коалиция НПО Казахстана против пыток наблюдает следующие проблемы, всё ещё требующие внимания (см. отчет Коалиции за 2016 год):

  • Проблема с регистрацией заявлений или сообщений о пытках в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР), т.к. положения ч. 5 статьи 181 УПК РК, в случае «отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения», позволяет не регистрировать заявления о совершенном уголовном правонарушении в ЕРДР, а лишь в КУИ, и подвергать их «ревизии и проверке уполномоченных органов» в течение 3-х суток. Это положение используется и по сообщениям о пытках.
  • Заявители о пытках, в порядке ч. 4 статьи 181 УПК, предупреждаются об уголовной ответственности за ложный донос, что, по наблюдению Коалиции, вызывает нежелание жертв, особенно отбывающих наказание в условиях лишения свободы, обращаться с официальными заявлениями, понимая, что доказать их утверждения о пытках будет непросто, а значит – рискованно для себя.
  • В Казахстане отсутствует возможность перевода заявителей о пытках, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, в неподведомственное МВД спецуреждение, т.к. все спецучреждения системы исполнения наказаний и предварительного заключения в настоящее время находятся исключительно в ведении МВД.
  • В Казахстане условия перевозки заключенных – этапирования – в условиях так называемых «автозаков» могут расцениваться как бесчеловечное обращение. Заключенных, включая женщин, перевозят в чрезвычайно тесных, душных помещениях. Эти условия не соответствуют Правилам Манделы (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, учрежденные Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году).
  • Сексуальное насилие в закрытых учреждениях продолжает оставаться серьезной проблемой. В адрес Коалиции часто поступают сообщения от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о сексуальном насилии среди заключенных, на случаи которого администрация учреждений не реагирует.
  • Вызывают озабоченность случаи сексуального насилия в детских социальных учреждениях.
  • Часто членовредительство заключенных, применяемое ими во избежание пыток или жестокого обращения, либо в знак протеста против такого обращения, расценивается администрацией учреждений как «неповиновение законным требованиям администрации», и влечет наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет, и это – в дополнение к тому наказанию, который заключенный уже несёт.
  • По-прежнему возмещение морального вреда за пытки в Казахстане остается далеким от совершенства. Гражданское законодательство не предусматривает возмещение жертвам пыток морального вреда из средств государственной казны без установления вины причинителей.
  • Гарантии защиты от пыток в Казахстане, согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), распространяются лишь на процессуальнных подозреваемых и не распространяются на лиц, подвергнутых доставлению – понятие, введенное новым УПК. Доставление – это мера процессуального принуждения, применяемая для выяснения причастности лица к уголовному правонарушению на срок до 3-х часов с момента фактического задержания. И лишь по подтверждении причастности задержанного к уголовному правонарушению производится его официальное задержание. И только тогда лицо будет считаться задержанным подозреваемым с набором необходимых гарантий защиты от пыток, предоставляемых УПК.
  • Отсутствует видеофиксация момента фактического задержания. Время задержания указывается со стороны сотрудников полиции, его произведших.
  • Медицинское освидетельствование по доставлении производится лишь по ходатайству задержанного.
  • В Казахстане отсутствует независимый механизм расследования заявлений о пытках. Пытки могут расследоваться Департаментом специальных прокуроров Генеральной прокуратуры или его подразделениями на местах. Однако, нередки случаи проведения фактических проверок по сообщениям о пытках Управлениями собственной безопасности тех же органов, сотрудники которых, по утверждениям потерпевших, применяли пытки.

Отсюда и РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Распространить процессуальные гарантии защиты от пыток на всех лиц, подвергаемых задержанию в какой бы то ни было форме. Рассмотреть возможность ведения автоматической видеофиксации процесса фактического задержания и доставления задержанных.
  2. Обеспечивать безопасность заявителей о пытках, отбывающих наказание в учрежених системы исполнения наказаний МВД.
  3. До учреждения по-настоящему эффективного механизма расследования, в отношении заявителей о пытках отказаться от практики их уведомления об уголовной ответственности за ложный донос.
  4. Регистрировать в ЕРДР все сообщения о пытках с последующим проведением качественного и, опять же, независимого расследования с использованием рекомендаций Стамбульского протокола.
  5. Улучшить условия транспортировки заключенных.
  6. Проверять все случаи членовредительства и сексуального насилия в местах лишения свободы, содержания под стражей на предмет предшествующих или сопутствующих им пыток или жестокого обращения.
  7. Законодательно предусмотреть возможность возмещения жертвам пыток морального вреда из средств государственной казны, без обязательного установления виновых.

Спасибо!

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *