О выполнении Казахстаном рекомендаций ООН в области борьбы с пытками
Выступление Т. Чернобиль, независимого консультанта по международному праву в области прав человека на Круглом столе по представлению промежуточного доклада НПО по выполнению Республикой Казахстан рекомендаций Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора.
Астана, 27 сентября 2017 г.
В 2014 году 8 рекомендаций, предложенных Казахстану Рабочей группой Совета ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора (УПО), и принятых Казахстаном к исполнению, были направлены на борьбу с пытками. Из них 5 повторяются – это предложения по усовершенствованию национального превентивного механизма, остальные касаются учреждения механизма эффективного расследования пыток. Есть 1 рекомендация общего характера, однако, очень важная – придерживаться принципа абсолютной нетерпимости в отношении пыток и других видов жестокого обращения.
Среди рекомендаций, которые официальный Казахстан посчитал уже выполненными, рекомендации, касающиеся, в основном, невысылки и опять же учреждения эффективного механизма расследования.
Почему-то какие-то рекомендации по расследованию посчитали выполненными, а какие-то, практически, в той же формулировке – нет. Но работа по усовершенствованию механизма расследования ведется. Что хорошо.
Соответственно, в Плане мероприятий Правительства по реализации рекомендаций государств-членов ООН в рамках УПО на 2015-2018 годы нашли отражение принятые Казахстаном к исполнению и рекомендации по вопросу пыток. Надеемся, что в его финальной версии за соответствующими государственными органами закреплены действенные мероприятия по реализации рекомендаций, в частности, по вопросу независимого расследования. Хотелось бы видеть механизм расследования именно эффективным, а это значит: бесспристрастным, быстрым и тщательным.
К следующему циклу отчетности Коалиция НПО Казахстана против пыток наблюдает следующие проблемы, всё ещё требующие внимания (см. отчет Коалиции за 2016 год):
- Проблема с регистрацией заявлений или сообщений о пытках в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР), т.к. положения ч. 5 статьи 181 УПК РК, в случае «отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения», позволяет не регистрировать заявления о совершенном уголовном правонарушении в ЕРДР, а лишь в КУИ, и подвергать их «ревизии и проверке уполномоченных органов» в течение 3-х суток. Это положение используется и по сообщениям о пытках.
- Заявители о пытках, в порядке ч. 4 статьи 181 УПК, предупреждаются об уголовной ответственности за ложный донос, что, по наблюдению Коалиции, вызывает нежелание жертв, особенно отбывающих наказание в условиях лишения свободы, обращаться с официальными заявлениями, понимая, что доказать их утверждения о пытках будет непросто, а значит – рискованно для себя.
- В Казахстане отсутствует возможность перевода заявителей о пытках, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, в неподведомственное МВД спецуреждение, т.к. все спецучреждения системы исполнения наказаний и предварительного заключения в настоящее время находятся исключительно в ведении МВД.
- В Казахстане условия перевозки заключенных – этапирования – в условиях так называемых «автозаков» могут расцениваться как бесчеловечное обращение. Заключенных, включая женщин, перевозят в чрезвычайно тесных, душных помещениях. Эти условия не соответствуют Правилам Манделы (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, учрежденные Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году).
- Сексуальное насилие в закрытых учреждениях продолжает оставаться серьезной проблемой. В адрес Коалиции часто поступают сообщения от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о сексуальном насилии среди заключенных, на случаи которого администрация учреждений не реагирует.
- Вызывают озабоченность случаи сексуального насилия в детских социальных учреждениях.
- Часто членовредительство заключенных, применяемое ими во избежание пыток или жестокого обращения, либо в знак протеста против такого обращения, расценивается администрацией учреждений как «неповиновение законным требованиям администрации», и влечет наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет, и это – в дополнение к тому наказанию, который заключенный уже несёт.
- По-прежнему возмещение морального вреда за пытки в Казахстане остается далеким от совершенства. Гражданское законодательство не предусматривает возмещение жертвам пыток морального вреда из средств государственной казны без установления вины причинителей.
- Гарантии защиты от пыток в Казахстане, согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), распространяются лишь на процессуальнных подозреваемых и не распространяются на лиц, подвергнутых доставлению – понятие, введенное новым УПК. Доставление – это мера процессуального принуждения, применяемая для выяснения причастности лица к уголовному правонарушению на срок до 3-х часов с момента фактического задержания. И лишь по подтверждении причастности задержанного к уголовному правонарушению производится его официальное задержание. И только тогда лицо будет считаться задержанным подозреваемым с набором необходимых гарантий защиты от пыток, предоставляемых УПК.
- Отсутствует видеофиксация момента фактического задержания. Время задержания указывается со стороны сотрудников полиции, его произведших.
- Медицинское освидетельствование по доставлении производится лишь по ходатайству задержанного.
- В Казахстане отсутствует независимый механизм расследования заявлений о пытках. Пытки могут расследоваться Департаментом специальных прокуроров Генеральной прокуратуры или его подразделениями на местах. Однако, нередки случаи проведения фактических проверок по сообщениям о пытках Управлениями собственной безопасности тех же органов, сотрудники которых, по утверждениям потерпевших, применяли пытки.
Отсюда и РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Распространить процессуальные гарантии защиты от пыток на всех лиц, подвергаемых задержанию в какой бы то ни было форме. Рассмотреть возможность ведения автоматической видеофиксации процесса фактического задержания и доставления задержанных.
- Обеспечивать безопасность заявителей о пытках, отбывающих наказание в учрежених системы исполнения наказаний МВД.
- До учреждения по-настоящему эффективного механизма расследования, в отношении заявителей о пытках отказаться от практики их уведомления об уголовной ответственности за ложный донос.
- Регистрировать в ЕРДР все сообщения о пытках с последующим проведением качественного и, опять же, независимого расследования с использованием рекомендаций Стамбульского протокола.
- Улучшить условия транспортировки заключенных.
- Проверять все случаи членовредительства и сексуального насилия в местах лишения свободы, содержания под стражей на предмет предшествующих или сопутствующих им пыток или жестокого обращения.
- Законодательно предусмотреть возможность возмещения жертвам пыток морального вреда из средств государственной казны, без обязательного установления виновых.
Спасибо!
Свежие комментарии