Гражданин через суд требует возместить моральный вред за применение пыток
3 сентября началось рассмотрение иска рядового гражданина Казахстана против ГУ «Департамент внутренних дел Алматинской области»: О компенсации морального вреда и морального ущерба. Алакольским районным судом Алматинской области были признаны виновными ряд должностных лиц в незаконном задержаний и применение пыток против гражданина Турысбекова Олжаса. Во многом решение этого суда заслуга слаженной работы Коалиции НПО Казахстана против пыток при активном участий талдыкорганского правозащитника Виктора Тена, адвоката Юлии Малюковой и психолога Светланы Черниковой. Наш сайт неоднакратно писал про это дело. Ниже приводим доводы защитников Турысбекова на требование морального вреда.
Так как вина подсудимых должностных лиц полностью доказана, Турысбеков Олжас Кайратович вправе требовать материальный и моральный ущерб. Алакольский районный суд Алматиской области по делу признал право Турысбекова Олжаса Кайратовича на удовлетворение гражданского иска о взыскании морального ущерба в размере 15 000 000 (пятнадцать миллионов) тенге, моральный ущерб в сумме 37 250 (тридцать семь тысяч двести пятьдесят ) тенге и материальные расходы в сумме 877 815 ( восемьсот семьдесят семь тысяч восемьсот пятнадцать ) тенге в общем порядке и разъяснил о передаче гражданского иска на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства вопроса о размере иска.
Данные блага истца были нарушены в связи с незаконным его задержанием, применением пыток с незаконным привлечением его к уголовной ответственности.
Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав.
В частности, в связи с незаконным задержанием и удержанием истца на протяжении двух суток, с применением сотрудниками Алакольского РОВД Алмтаинской области Нурпеисовым Т.Е., Базекеновым Р.Ж., Турсыхановым А. пыток в отношении Турысбекова О.К., ему причинен моральный вред, при этом он испытал нравственные и физические страдания, а именно:
УНИЖЕНИЕ, так как Турысбеков О.К. подвергся пыткам и унижающее человеческое достоинство обращению;
РАЗДРАЖЕНИЕ, так как сам факт пыток, унижение Турысбекова О.К., создание для него тяжелых условий нахождения двое суток в сопровождении сотрудников, нахождение с утра до вечера на допросе с применением насилия в здании РОВД Алакольского района плохо отразился на его здоровье и нервной системе;
ОТЧАЯНИЕ, ввиду того, что Турысбеков О.К. оказался в такой безвыходной ситуации, никто не мог ему помочь, а Нурпеисов Т.Е., Базекенов Р.Ж., Турсыханов А., которые должны были защищать всех, являясь государственными служащими, наоборот издевались над ним и всячески оказывали на него давление и применяли пытки;
ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ, Турысбекову О.К. наносили неоднакратно по всем частям тела удары, наносили удары дубинкой по голове предварительно укутав голову одеялом в связи с чем, Турысбеков О.К. от боли терял сознание.
СТРАХ, ввиду применения пыток в отношении Турысбекова О.К., он находился в постоянном страхе за свою жизнь и здоровье, за безопасность своей семьи и родных, так как Нурпеисов Т.Е., Базекенов Р.Ж., Турсыханов А. постоянно угрожали ему расправой, угрожали применением сексуального насилия посредством изнасилования специальным средством дубинкой; угрожали применив служебный пистолет, а именно закрыв голову Турысбекова О.К. одеялом представляли пистолет к голове.
Согласно п. 7 Нормативного постановления Пленума Верховного суда «Судам при определении размера возмещения морального вреда необходимо принимать во внимание как субъективную оценку гражданином тяжести причиненного ему нравственных или физических страданий, так и объективные данные, свидетельствующие о степени нравственных и физических страданий истца: жизненную важность блага, бывшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь и достоинство…), тяжесть последствий правонарушения (…причинение телесных повреждений, повлекших инвалидность; лишение свободы, лишение работы или жилища и т. п.)… жизненные условия потерпевшего (служебные, семейные, бытовые, материальное состояние, состояние здоровья, возраст и др.); степень вины причинителя вреда и потерпевшего; материальное положение лица, причинившего вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства».
Весь объем моральных страданий истец Турысбеков О.К., с учетом критериев разумности и справедливости, оценивает в 15 000 000 (пятнадцать миллионов) тенге.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, одним из основополагающих принципов международного права провозглашен запрет пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 5).
Это также закреплено в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. Этому праву посвящена отдельная Конвенция ООН против пыток, что подчеркивает особую значимость запрета пыток в системе общечеловеческих ценностей.
В соответствие с Конвенцией ООН против пыток, государства должны принять законодательство, конкретно предусматривающее для жертвы пыток и жестокого обращения эффективные средства правовой защиты и права на получение адекватного и надлежащего возмещения, включая компенсацию и возможно более полную реабилитацию.
ПЫТКИ – умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом осуществляющее дознание, или иным должностным лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия, с целью получить от пытаемого или другого сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или другое лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.
Преступление пытки – являются одним из показателей функционирования системы уголовного правосудия, защищенности и безопасности граждан. По этому показателю Казахстан регулярно получает рекомендации о соблюдении международных обязательств как от профильных комитетов ООН по правам человека и против пыток, так и от правозащитников.
Согласно требованиям статьи 4 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» от 06 января 2011 года №380-IV (далее по тексту – Закон о ПС) следует, что специальными принципами правоохранительной службы являются: обязательность защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, сотрудничество с институтами гражданского общества, единство подходов к организации правоохранительной службы в правоохранительных органах, единоначалие и субординация (подчиненность), независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Согласно статьи 16 Закона о ПС сотрудники обязаны: соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законодательство Республики Казахстан, обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина, а также законных интересов физических и юридических лиц, государства, осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями.
В соответствии с требованиями статьи 3 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453-I (далее по тексту – Закон о госслужбе) государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах законности; приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; профессионализма и компетентности государственных служащих; личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.
При этом, статья 9 Закона « О государственной службе» обязывает государственных служащих соблюдать Конституцию и законодательство республики; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры; осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями; соблюдать государственную и трудовую дисциплину; принимать на себя ограничения, установленные законом; соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством.
Нурпеисов Т.Е., Базекенов Р.Ж., Турсыханов А. как государственные служащие, представители власти и должностные лица правоохранительного органа обязаны были знать и соблюдать требования вышеперечисленных законов и нормативно-правовых актов.
Однако, в нарушение вышеуказанных законов, нормативно-правовых актов, Нурпеисов Т.Е., Базекенов Р.Ж., Турсыханов А. являясь должностными лицами правоохранительного органа, обязанные защищать права и свободы человека и гражданина от противоправных преступных посягательств, используя своё служебное положение вопреки интересам службы и в нарушение принятой присяги, совершили умышленное преступление, против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 922 ГК РК вред, причиненный незаконными действиями (бездействиями) должностных лиц государственных органов в области административного управления, возмещается на общих основаниях ст.917 ГК за счет средств, находящихся в распоряжении этих органов.
Согласно, пункта 3 ст.16 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» при нарушении сотрудниками прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов физических и юридических лиц, правоохранительные органы обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности в соответствии с законами РК. Таким образом, в случае установления судом факта причинения истцу материального и морального вреда, ущерб должен быть возмещен. В данном случае – ГУ «Департамент внутренних дел Алматинской области» обязаны возместить моральный и материальный ущерб истцу.
В соответствии с п.427 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26.02.2009г. № 220, государственные органы (ведомства), причинившие вред за свои неправомерно принятые акты, а также за неправомерные действия своих должностных лиц в области административного управления отвечают деньгами, выделенными им на их содержание. Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2013- 2015 годы», Министерство финансов Республики Казахстан определено администратором бюджетной программы 010 «Резерв Правительства Республики Казахстан». При этом, в соответствии с Единой бюджетной классификацией Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 13 марта 2013 года № 71, у всех государственных органов предусмотрена программа 114 «Выполнение обязательств центральных государственных органов по решениям судов за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан». Так, в соответствии с Единой бюджетной классификацией Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 13 марта 2013 года № 71, администратором программы 114 «Выполнение обязательств центральных государственных органов по решениям судов за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан», также является Министерство внутренних дел Республики Казахстан, являющийся центральным исполнительным органом по отношению к Департаменту внутренних дел Алматинской области. При принятии постановления Правительства Республики Казахстан о выделении средств из резерва Правительства соответствующему государственному органу, Министерством финансов РК, как администратором программы 010 «Резерв Правительства Республики Казахстан бюджетной программы обязаны выделить средства по указанной бюджетной программе». В связи с чем, при недостаточности у Департамента внутренних дел Алматинской области, как причинителя вреда средств по возмещению истцу причиненного морального вреда по исполнительному документу в соответствии со спецификой № 165, то в соответствии с требованиями ч.3 ст.922, п.п. 425-426 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26.02.2009г. № 220, а также Единой бюджетной классификации Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 13 марта 2013 года № 71, вред подлежит возмещению истцу субсидиарно за счет государственной казны администратором программы 114 «Выполнение обязательств центральных государственных органов по решениям судов за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан», администратором программы которой является ГУ «Министерство внутренних дел РК» или администратором программы 010 «Резерв Правительства Республики Казахстан», администратором программы которой является ГУ «Министерство финансов РК», которое по постановлению Правительства Республики Казахстан принимает решение о выделении средств из резерва Правительства соответствующему государственному органу, с которого по решению суда взысканы денежные средства.
Согласно ст. 951 ГК РК моральный вред – это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических и юридических лиц, в т.ч. нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.
Законодательством установлено, что моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случаях, если:
1) вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности;
2) вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, незаконного помещения в психиатрическое лечебное учреждение или другое лечебное учреждение;
3) вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
4) иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Свое требование о возмещении морального вреда истец мотивирует тем, что в течение длительного времени, он имел безупречную репутацию, закончил университет, работал в крестьянском хозяйстве у отца, участвовал в спортивных районных соревнованиях, был годен к прохождению воинской службы.
Неправомерные, не законные действия сотрудников ДВД Алмтаинской области подорвали его репутацию среди родственников, друзей и общественности. Кроме того, после полученных травм он не может и по сегодняшний день жить полноценной жизнью, его все время мучают головные боли, онемение рук и ног, частые обращение за медицинской помощью. После прохождения очередной плановой медицинской комиссии , было установлено, что Турысбеков Олжас Кайратович к прохождению воинской службы не годен. После того, как истец был подвержен пыткам, состояние его было подавленным, пропал интерес к жизни, так как чувствовал себя униженным, ощущал душевную боль, ему приходилось обращаться за помощью к психологу.
На протяжении предварительного следствия, судебного следствия Турысбеков О.К. испытывал нравственные страдания в виде чувства унижения, подавленности, стыда, гнева и отчаяния, в связи с тем, что на протяжении всего досудебного расследования и судебного следствия ему неоднократно приходилось вспоминать и рассказывать о произошедшем в своих показаниях, отвечать на вопросы следователя, прокурора, адвокатов. В результате постоянно вспоминать и восстанавливать картину произошедшего, испытывать боль , страх вновь и вновь.
На стадии предварительного следствия 25.05.2017 года в отношении Турысбекова Олжаса Кайратовича, 15.10.1991 года рождения психологом Черниковой С.Ю. было проведено психологическое обследование.
Согласно заключению психологического обследования Черниковой С.Ю. : « На основании моих знаний, по моему мнению, заявление Турысбекова Олжаса о пытках, унижающем человеческое достоинство обращении, полностью соответствует и поддерживается отмеченными выше психологическими доказательствами » .
Помимо этого в заключении психологического обследования от 25.05.2017 года указаны следующие рекомендации специалиста:
- В связи с существующими проблемами в состоянии здоровья, обследуемому рекомендовано обратиться к врачу психотерапевту. Пройти курс психотерапии, для восстановления психического и психологического здоровья.
- Рекомендовано наблюдение и лечение у врачей – специалистов: невропатолога ( головные боли, онемение левых руки и ноги), врача общей практики ( хроническая усталость, слабость).
- Регулярно, (2 раза в год) проходить санаторно-курортное лечение, для реабилитации психофизического здоровья.
Ввиду того, что Турысбекову О.К. на протяжении досудебного расследования и в ходе судебного следствия обратился за правовой помощью к адвокатам Малюковой Ю.А. и Кыдралину Ж, в связи с чем Турысбеков О.К. понес определенные материальные расходы в сумме 877 815 ( восемьсот семьдесят семь тысяч восемьсот пятнадцать ) тенге.
Согласно выше перечисленных доводов сторона защиты Турысбекова просит суд:
1.Взыскать с ГУ «Департамент внутренних дел Алматиской области» компенсацию морального вреда в пользу Турысбекова Олжаса Кайратовича в сумме 15 000 000 (пятнадцать миллионов ) тенге.
2.Взыскать с ГУ «Департамент внутренних дел Алматиской области» в пользу Турысбекова Олжаса Кайратовича материальный ущерб в сумме 37 250 (тридцать семь тысяч двести пятьдесят ) тенге.
3. Взыскать с ГУ «Департамент внутренних дел Алматиской области» материальные расходы в сумме 887 815 ( восемьсот семьдесят семь тысяч восемьсот пятнадцать ) тенге в пользу Турысбекова Олжаса Кайратовича.
Свежие комментарии