Политзаключенный Тимур Данебаев, подвергнутый пыткам в числе 44-х новоприбывших в колонию Атбасара, описывает как проходило «плановое профилактическое мероприятие».
«От пыток 24.08.23 года у меня до сих пор кровоточит правая ягодица и страшно болит и до сих пор имеются гематомы. Удары были такие сильные что волокна ткани полопались глубоко внутри» (орфография сохранена).
Об это пишет осужденный гражданский активист Тимур Данебаев, чье избиение под видеокамеры резиновой дубинкой в колонии 166/4 города Атбасар в который раз вывело тему систематических пыток в закрытых учреждениях и отделениях силовых структур в информационные чарты.
В своей жалобе в адрес Генеральной прокуратуры и нескольких правозащитных организаций он сообщает, что после перенесенных истязаний ему 7 сентября провели хирургическую операцию, однако врач пока никаких прогнозов не дает, «в ягодице до сих пор стоит трубка, чтобы кровь вытекала». Есть еще и другие последствия перенесенных избиений.
«24 августа после обеда в карантинный блок (колонии 166/4 – А.Г.) ворвались сотрудники учреждения и ударами по голове ладонью вогнали все 40 человек в продол (коридор). Мы встали головой к стене, подняв руки над головой, нам вывернули руки на излом внешней стороны ладони» – описывает происходящее политический узник. Из 44 человек, находившихся в карантине, по его предположению не били только нескольких стариков и инвалидов, «иначе бы они умерли от побоев».
Один из стоящих в продоле упал на пол с приступом эпилепсии, и пока одни сотрудники спешно искали ложку, чтобы не допустить появления «жмура», остальных осыпали ударами в то время как они докладывали он себе: ФИО, статья, срок, начало и конец отбытия наказания, и так по кругу.
Тимур Данебаев получил порядка двадцати ударов по голове пока дошел до работника колонии, 3-4 раза ударившего ему по лицу и заставившего приседать в обнаженном виде. Следующий работник с фолиантом в руках бил проходящих осужденных книгой; такой вид развлечения у сотрудников колонии зовется «вспышкой» или «фотокамерой».
После множества ударов по голове Тимур Данебаев пишет, что зашел в туалетную комнату с контузией и легким сотрясением мозга. Там его подхватили двое новых мучитилей, сперва «воткнув» в унитаз, а после приказавших мыть «белого друга». Тимур отказался и последовал ряд новых ударов, после чего «меня положили на пол туалета и выдали серию, 4-5 ударов, резиновой дубинкой». От боли Тимур несколько раз терял сознание и приходил в себя от новых ударов. Все-таки силовикам удалось «убедить» свою жертву в необходимости показательно «засунуть руки в очко», только чтобы унизить.
Едва придя в себя после пережитого, Данебаев и другие подвергнутые издевательствам стали одеваться – для ускорения процесса работники колонии подгоняли их тычками и оскорблениями.
Внезапно Тимур Данебаев опять потерял сознание и его вынесли во дворик с тремя другими жертвами карателей.
Уже в карантинном блоке Тимур увидел, как завхоз снимает кепку и белую бумагу с видеокамер, чтобы те случайно не захватили «профилактические» моменты. Работник колонии, вышедший на перекур после кулачного труда, успокоил, что атбасарская колония в негласном ТОПе самых жестоких закрытых учреждений занимает только третье место, дескать, на первом стоит Караганда, «там бы сломали намного жестче, там встречают по серьезному».
Как поделился с Данебаевым (с его слов) начальник оперативного отдела, «мы обязаны были этап встряхнуть», а групповые избиения 24 августа он охарактеризовал как «плановое профилактическое мероприятие».
«После обеда в каптерке я видел на столе завхоза целый мешок или наволочку с большим количеством кепок осужденных» – описывает Данебаев. По всей видимости, по кепкам велся подсчет количества заключенных, подвергшихся «профилактическому мероприятию». «Я гораздо позже понял, что акция унижения и устрашения была запланирована заранее и хорошо срежисированна», – дополняет осужденный.
Первое заявление о пытках Тимур Данебаев все же написал. Только, как и стоило ожидать, бумага попала на стол начальника колонии, так что последующие два дня, по описанию Тимура, «я двое суток ходил на карачках, ничего не ел, не пил. Никакой медпомощи до самого отъезда 6.09.23 так и не получил». А за то, что осмелился пожаловаться, последовал дисциплинарный изолятор. Последующие 11 суток прошли «в холодильнике без теплых вещей».
Изменения начались только когда шокирующие видео появились в сети.
Тогда же появились и теплые вещи, и прокурорский работник. Последний сообщил, что 11 сотрудников колонии уже уволили…
Самого Тимура Данебаева поместили в безопасное место – в изолятор временного содержания Атбасара, там же ему сделали медицинскую операцию.
«Меня избили так сильно по двум причинам: 1). У меня есть характер, чувство собственного достоинства и упрямство; 2). Я неопытный заключенный, и поэтому получил вдвое больше остальных», – указывает Данебаев.
Теперь его перевели в колонию Кокшетау.
По факту истязаний Данебаева и других заключенных начато досудебное расследование по пункту 1 части 3 статьи 146 (жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки) Уголовного кодекса.
Признанный политзаключенным житель столицы Тимур Данебаев был осужден в июне 2023 года на три года лишения свободы по статье «раззжигание розни». Основанием послужил донос некоего Полторанина, возмутившегося критикой Данебаева казахстанских властей, вторжения России в Украину и участием Казахстана в ОДКБ. Однако, есть версия, что три года тюремного заключения стали «ответкой» за попыткуДанебаева привлечь к ответственности президента Казахстана Токаева за недостоверную информацию о «20 тысячах террористов» во время январских событий 2022 года.
В свою очередь уволенные работники колонии, где произошли массовые пытки (и явно не в первый раз), выступили с открытым обращением: якобы пытки были законны и необходимы, чтобы «подавить агрессию» и пресечь возможный бунт.
Свежие комментарии