Видеоролик КУИС: обратный эффект
Комитет уголовно-исполнительной системы выпустил видеоролик, выставляющий осужденных едва ли не отпетыми негодяями.
5 ноября 2020 года Комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК в социальных сетях продемонстрировал документальный видеоролик касательно поведения осужденных и конфликтных ситуаций с персоналом органов и учреждений УИС Казахстана.
Видеосюжет по замыслу инициаторов должен был противодействовать распространению нелицеприятной для КУИС информации о пытках, ненадлежащем обращении с осужденными, которую, в свою очередь, распространяют правозащитники и родственники осужденных.
Так что это за ролик? Осужденные в нем показаны если не отпетыми негодяями, то лицами, постоянно провоцирующими сотрудников системы, создающими конфликты, злобными и агрессивными существами. Понятно, что среди заключенных хватает персон с высоким уровнем агрессивности и асоциальным поведением, однако всех осужденных пускать под одну гребенку – недопустимо. В видео постоянно звучит нецензурная брань, которая хотя и заменяется звуковым сигналом, но для массового зрителя дает представление о пенитенциарных учреждениях, как о «ГУЛАГовском» кошмаре, где осужденные только и делают, что сквернословят, оскорбляют сотрудников учреждений, хамят и проявляют себя как исключительно опасные личности. Посмотрит обыватель такой видеоролик и задумается: а нужная ли вообще гуманизация уголовно-исполнительной системы?
Неужели руководство КУИС именно эти настроения в общества стремится поддержать? Не хотелось бы так думать.
И еще один немаловажный момент. В видеоматериале показаны осужденные и сотрудники УИС (причем одного осужденного показали с указанием имени и фамилии). Учитывало ли руководство пенитенциарной системы соображения безопасности, отправляя в открытый доступ изображения сотрудников пенитенциарных учреждений в таком конфликтном видеоматериале. Не говоря о том, что публично демонтируются сами осужденные, называются их имена и фамилии.
В соответствии с п.5 ст.32 Уголовно-исполнительного кодекса РК, «Производство кино-, фото– и видеосъемок осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио, видеотехники, осуществляется с их согласия».
Неизвестно давали согласие сами осужденные, предупредили их о том, что видеоматериал пойдет за пределы УИС и будет выложен в социальных сетях.
Вполне очевидно, что публичная информация о человеке, как об осужденном, носит позорящий характер и явно создает неудобство для его близких и членов семьи. Возникает также вопрос о том, насколько свободны были осужденные в даче своего согласия? Ведь они люди – зависимые от администрации пенитенциарных учреждений. Было ли в данном случае соблюдено одно из личных, неимущественных прав человека, охраняемое гражданским законодательством Республики Казахстан – право на изображение – также остается под вопросом.
Правовые нормы говорят, что изображение человека может транслироваться и распространять лишь с его согласия. Видеоролик как раз означает распространение, а осужденные в нем показаны не просто как лица, находящиеся в местах лишения свободы (что позорит само по себе), но как люди, являющие закоренелыми преступниками, в которых мало что человеческого осталось. И как знать, не возникнут ли у героев этого видеоролика проблем после освобождения от наказания? Кого-то не возьмут на работу, у кого-то распадётся семья, третьи потеряют расположение своих близких. Это означает, что ресоциализация данных осужденных окажется неимоверно сложной, а сами они будут ожесточены против окружающего мира.
Вот и получается, что благие намерения организаторов и авторов видеосюжета могут привести к отнюдь не благим результатам.
P.S. Возможно кто-то из осужденных, либо лицо, освободившиеся из мест лишения свободы, захочет обратиться в суд с иском о защите права на неприкосновенность частной жизни, права на охрану изображения и взыскании компенсации за причинение морального вреда.
Свежие комментарии