Мы превратились в статистов
Обращение членов Координационного совета Национального превентивного механизма по предупреждению пыток.
Решение проблемы пыток не терпит каких-либо отлагательств. Мы настаиваем рассмотреть вопрос управления и функционирования Национального превентивного механизма (далее – НПМ) в нашей стране, не единичные случаи смертей в учреждениях закрытого типа (речь о периоде ЧП и длящегося карантина в стране) и принять эффективные меры по созданию условий для осуществления свободы от пыток в Казахстане.
Общество, как и каждый гражданин страны, вправе влиять на происходящее, тем более, бороться с пытками. Если государство ратифицировало Факультативный протокол к Конвенции против пыток, то это означает принятие обязательств не просто по формальному созданию такого института, как НПМ, но и по обеспечению его эффективного функционирования.
1. НПМ в Казахстане создан по формуле «Омбудсман плюс [общество]» и должен представлять собой институт общественного контроля за соблюдением права на свободу от пыток в учреждениях закрытого типа.
Уполномоченный по правам человека (УПЧ) в Республике Казахстан — элемент НПМ в нашей стране, регулирует доступ участников НПМ к специальным посещениям (может разрешить или отказать в их проведении). Даже тогда, когда есть четкие границы и достойное такой государственной должности управление, это в корне не соответствует существу общественного контроля.
Поскольку функционирует Координационный совет, а осуществление общественного контроля не зависит от разрешения государства, мы предлагаем:
— опубликовать информацию о количестве отказов УПЧ в специальных посещениях;
— вместо права Уполномоченного разрешать или отказывать в специальном посещении (срочного, для проверки условий содержания граждан в учреждении на предмет соответствия их минимальным гарантиям свободы от пыток) ввести уведомление о нем.
2. Во всем мире признано, что соблюдению прав человека в стране в большей степени способствует фигура Омбудсмана. Этот фактор в том числе влияет и на уровень соблюдения свободы от пыток.
За период чрезвычайного положения и карантина в стране имели место как минимум 3 факта, которые нельзя обойти вниманием: в марте-апреле 2020 г. в 5 км от Астаны умерли пожилые, в мае 2020 г. – дети в Аягозе, в мае-июне 2020 г. — трое административно арестованных. Информацию общество получает из СМИ и социальных сетей, но не от Омбудсмана.
Поэтому мы предлагаем публично озвучить позицию Уполномоченного и координационного совета по фактам смертей в учреждениях закрытого типа в стране за период с марта по июнь 2020 г.
3. Сегодня мы видим, что Координационный совет НПМ стал превращаться в статистов.
Нами, как членами Координационного совета в 2019-2020 гг. даны предложения о выборе секретаря совета, о плане работы, об усовершенствовании ряда актов, регулирующих деятельность НПМ, выполнены обязательства по подготовке консолидированного доклада за 2019 г., оказывается поддержка участникам института.
Мы предлагаем, чтобы при решении вопросов, касающихся НПМ, Уполномоченный по правам человека в РК прислушивался к членам Координационного совета и участникам НПМ, иначе утрачивается смысл самого существования совета и института.
4. Государство ответственно за жизнь и здоровье лиц, находящихся в заключении — таков минимальный международный стандарт свободы от пыток, гарантированной статьёй 17 Конституции РК.
За последнюю неделю в г.Кокшетау умерли трое граждан из шести, доставленных в больницу из приемника-распределителя. Даже если найдётся причина отравления близкими арестованных, государство обязано создать безопасные для жизни и здоровья граждан условия в учреждениях.
Группа НПМ по Акмолинской области запросила у Омбудсмана разрешение на специальное посещение, но получила отказ. Мы в корне не согласны с этим, поскольку МВД, как показывают сегодняшние реалии, не всегда способно обеспечить надлежащую защиту от пыток в подведомственных учреждениях и создать условия для того, чтобы граждане освободились из приёмника живыми. Кроме того, НПМ посещает учреждения не только с целью опроса (в данном случае очевидно, что граждане мертвы), а для предупреждения пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания с целым перечнем прав, которые реализовать без специального посещения невозможно.
Предлагаем установить право участников НПМ без каких-либо препятствий посещать учреждения, в особенности в случае смерти в учреждении закрытого типа, поскольку последствия в виде смерти человека не заметить невозможно, и не требуется каких-либо доказательств и обоснования посещения.
Никто из чиновников не вправе промолчать и пройти мимо, когда речь о пытках. В целях соблюдения права на свободу от пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, основываясь на статьях 2, 7, 9, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, на требованиях Факультативного протокола к Конвенции против пыток ООН, мы требуем от государства незамедлительного решения следующих вопросов:
1) возбуждения без промедлений уголовного дела по статье 146 Уголовного кодекса РК и отстранения МВД РК от производства по факту смерти трех административно арестованных лиц в возрасте 32, 35 лет и 41 года (еще двое в реанимации) в приемнике-распределителе Департамента полиции г.Кокшетау Акмолинской области, передав дело для расследования в прокуратуру;
2) исключения из полномочий Омбудсмана права принятия решений о разрешении или отказе группе НПМ в специальном посещении учреждений закрытого типа, тем самым, обеспечивая суть Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, без препятствий к осуществлению общественного контроля за соблюдением свободы от пыток;
3) применения ограничений личной свободы граждан и неграждан (задержания и аресты – как в административном, так и в уголовном порядке) в исключительных случаях в первую очередь в целях превенции серьезных нарушений прав человека и исполнения обязательств по статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. В качестве альтернативы аресту, в том числе в целях достижения таких первостепенных задач КоАП, как «охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья», рациональным представляется применение других мер административных взысканий — например, штрафа (или более эффективным в наших условиях могут являться и новые, при расширении круга мер в статье 41 КоАП РК; возможно, привлечение к общественным работам и др.).
04 июня 2020 г.
Члены Координационного совета НПМ при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан:
1. Айтенов Габит, Тараз
2. Акылбекова Роза, Алматы
3. Аубакиров Арсен, Астана
4. Байсакова Зульфия, Алматы
5. Ибраева Анара, Астана
6. Идигеева Гульнур, Актобе
7. Куряченко Дмитрий, Астана
8. Молчанов Сергей, Павлодар
9. Муха Александр, Актау
10. Нурмуханова Жанар, Талдыкорган
11. Насиров Гусейнали Сахиб оглы, Тараз
12. Сыздыков Олжас, Кокшетау
13. Тенизбаев Серик, Кызылорда
14. Хасанова Шахноза, Шымкент
Свежие комментарии