Всем сестрам по серьгам
В Павлодаре рассмотрели апелляционные жалобы осужденных за пытки сотрудников колонии и одного из пострадавших.
В Павлодаре рассмотрели апелляционные жалобы осужденных за пытки сотрудников колонии и одного из пострадавших.
2 марта в Павлодарском областном суде завершилось «комплексное» рассмотрение жалоб фигурантов нескольких эпизодов применения пыток в колонии АП-162/3, в результате которых скончалось двое осужденных – Бахытжан Абдыкаримов и Саин Муратбеков.
Коллегия под председательством судьи Акетая Муратгали вынесла постановление по рассмотренным жалобам в отношении приговора, вынесенного 4 сентября 2019 года. 14 человек (9 сотрудников колонии и 5 «помощников» из числа осужденных) были осуждены на сроки от пяти до семи лет. Кроме того, свое несогласие с приговором выразил и бывший осужденный Евгений Рычков, сам ставший жертвой применения насилия. Он требовал, чтобы действия сотрудников колонии и их помощников рассматривали как организованную преступную группу. Также он попросил назначить комплексную судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу согласно стандартам Стамбульского Протокола, по результатам которой принять справедливое и законное процессуальное решение. (см. «Обойдутся без вашей помощи»)
В своем решении апелляционная коллегия отказала Рычкову в проведении экспертиз, хотя судьи не отрицают, что у Рычкова действительно возможно ухудшение состояние здоровья в данный момент, но по каким причинам выяснить затруднительно. И поскольку судебно-медицинская экспертиза по факту пыток была проведена спустя 38 суток после предполагаемых истязаний, за этот период все видимые внешние телесные повреждения уже прошли и не были зафиксированы в результате экспертизы, пояснил судья коллегии про уголовные дела Павлодарского областного суда Гомар Суханкулов.
Свой отказ в его удовлетворении суд мотивировал еще и тем, что кроме самого ходатайства необходимо было предоставить суду всю необходимую медицинскую документацию, которая должна быть предоставлена адвокатом.
Также суд не счел нужным считать осужденных сотрудников колонии и их добровольных помощников как преступную группу.
В тот же день было вынесено решение и по апелляционным жалобам бывших сотрудников колонии и осужденных из состава помощников администрации.
Обсудив доводы осужденных о снижении им срока наказания, коллегия приходит к следующим выводам: при назначении наказания за пытки в отношении всех осужденных по делу суд первой инстанции обоснованно руководствовался согласно Конвенции и рекомендациям Комитета ООН против пыток о том, что все лица виновные в пытках должны нести суровое наказание.
Вместе с тем коллегия смягчила назначенное судом наказание, снизив срок лишения свободы до минимального двоим осужденным: Токибаеву до пяти лет, Жабагину до четырех лет. Основанием послужило то, что оба принимали менее активное участие в совершении пыток, а в ряде случаев обращались к коллегам-сотрудникам с просьбами прекратить избиение осужденных. В отношении Жабагина суд также учел тяжелое материальное положение его семьи и то, что он страдает сердечным заболеванием, о чем в деле имеются подтверждающие медицинские документы.
Токибаев приступил к работе в учреждении АП-162/3 (Павлодар) в день прибытия этапа из 26 потерпевших по данному делу. В свой первый рабочий день, увидев применение насилия со стороны «добровольных помощников администрации» к вновь прибывшим он обращался к своим коллегам (в том числе и к Калиеву) с просьбой прекратить насилие. Но поскольку он не обратился с рапортом о применении пыток к своему начальству, а продолжал оставаться в колонии, посчитали, что он также виновен.
Кстати, Евгений Рычков также заявлял, что Токибаев участия в пытках не принимал, наоборот, он старался остановить. Его слова подтвердил один из добровольных помощников администрации.
Но если в отношении двух осужденных сотрудников колонии апелляционная инстанция снизила сроки, то жалобы потерпевших и их представителей — Абдыкаримова, Муратбекова и Рычкова, а также других осужденных сотрудников колонии и их помощников — Калиева, Соколовского, Ауталипова, Данилова, Жакибаева, Жунусова, Мукатаева, Абдугалиева, Кусаинова оставлены без удовлетворения.
Разве что суд со ссылкой на изменение законодательства в сторону улучшения положения осужденных произвел зачет времени содержания под стражей по новому закону, а именно — один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы. Тем самым у осужденных увеличился отбытый срок наказания.
— Те показания, которые огласил суд и положил в основу обвинительного приговора, коллегия считает достоверными. Потерпевшим нет никакого смысла оговаривать работников полиции, в том числе из числа осужденных, что к ним применялось насилие. Насилие на лицо! На очных ставках при проверке показаний на месте каждый из потерпевших полностью рассказывал все как было и что он видел. Проанализировав показания всех потерпевших и сопоставив их с проверкой уточнений показаний на месте, коллегия считает их допустимыми доказательствами. Были проведены экспертизы по показаниям Соколовского, Сараева и других, что на них оказывалось давление со стороны работников прокуратуры. По этим доводам судом также назначались проверки, но они не нашли своего подтверждения, в связи с чем были прекращены уголовные дела в отношении работников прокуратуры. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН по противодействию пыткам и РК каждый год делает доклад по противодействию пыткам на национальном уровне, перед международными организациями. Это вопиющие факты, которые произошли в г.Павлодаре. Первый случай по Абдыкаримов, второй случай по Муратбекову. 25 человек, подвергшиеся пыткам, разъехались по всем областям Казахстана и каждый из них увез с собой обиду на работников Учреждения АП-162/3 и в целом на ДУИС. Потерпевшие заявили о том, что ни в одной колонии Казахстана не испытывали такого беспредела, который творился в павлодарской колонии», — подчеркнул судья Гомар Суханкулов.
Свежие комментарии