«Проглотил гвоздь, не выдержав пыток в тюрьме»
В Интернете опубликованы видеозаявления людей, которые говорят, что «стали очевидцами пыток, избиений и даже убийств в тюрьме». Правозащитник сообщила, что в связи с этими жалобами возбуждено уголовное дело.
«ПРОГЛОТИЛ ГВОЗДЬ, ЧТОБЫ НЕ ИЗБИВАЛИ»
Родственники Азата Сатышева, который 11 лет назад был осуждён в городе Сарыагаш и сейчас отбывает наказание в учреждении ОВ-156/14 в городе Семей, говорят, что «заключенный в знак протеста против пыток в тюрьме проглотил гвоздь, чтобы не избивали». Родственники Сатышева, встретившиеся с ним в последний раз в середине января, опасаются за его здоровье и жизнь.
– Поехали я и его сестра. Он проглотил гвоздь, чтобы его не избивали. Его избивают. Сильно похудел. Все тело в синяках после избиений. Теперь его хотят перевести на более строгий режим содержания. Если его туда переведут, он может оттуда и не выйти, – сказала жена заключенного Акмарал Сатышева репортеру Азаттыка 26 января.
По словам Акмарал Сатышевой, ее муж не позволяет удалить из желудка проглоченный гвоздь до тех пор, пока его не переведут в тюрьму в Южно-Казахстанской области по месту проживания. «Потому что он не хочет, чтобы повторились пытки, пережитые им за пять лет», – говорит жена Азата Сатышева.
Согласно приговору суда, Сатышев, приговоренный судом к 15 годам тюремного заключения, вначале отбывал наказание в тюрьме в Южно-Казахстанской области. По словам родственников, через два года его без всяких на то оснований перевели в колонию в Восточно-Казахстанской области.
Отец Азата Сатышева Тагабай Сатышев также подтверждает информацию о тяжелом положении его сына в тюрьме. Мужчина, обеспокоенный за судьбу сына, опубликовал в Интернете видеоролик, в котором говорит, что «в тюрьме в Семее начали оказывать давление».
– Избиения, заматывание скотчем и затем попытки утопить в воде. После того как на теле сына не осталось живого места, пытки прекратили. В своем прощальном письме нам он написал: «Папа, если я умру, то за это ответственны люди, работающие здесь». Куда мы только не обращались. В итоге поехали в Астану. Обратились с жалобой в прокуратуру. Добились, чтобы его перевели в Шымкент. В Шымкенте он находился три-четыре месяца. Однако через некоторое время его снова туда перевели. Мы поинтересовались причиной его перевода, но нам никто не ответил, – говорит отец осуждённого.
Репортер Азаттыка обратилась за комментариями в учреждение ОВ-156/14 в городе Семей, однако получить ответ у руководителя учреждения Самата Зарыкканулы не представилось возможным.
«СПОСОБ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ»
По словам правозащитника Елены Семеновой, учреждение ОВ-156/14 в городе Семей – одна из тюрем, заключенные которой часто пишут жалобы. Она с сожалением отмечает, что подчас «проглотить гвоздь – единственный способ для заключенных защитить себя от пыток».
– Другого выхода нет. Его должны направить в больницу, обследовать и назначить лечение. В обязательном порядке должен приехать прокурор и возбудить уголовное дело на основании заявления заключенного о пытках, – говорит Елена Семенова.
Однако, считает она, на деле для отбывающих наказание в этих учреждениях писать жалобы затруднительно.
– Насилие, пытки, попытки утопить человека, скотч и электрошокеры – по факту всё это присутствует. Прокуратура должна принять меры, – говорит Елена Семенова.
ВИДЕОЗАЯВЛЕНИЕ О ПЫТКАХ
Кроме этого, в Интернете получили распространение видеозаявления осуждённых о фактах пыток в местах заключения в Казахстане.
В видеозаписи, опубликованной в начале января на сайте YouTube, мужчина, обратившийся с жалобой, представился как «Борашев Канат Кунанбайулы, 1974 года рождения». «Когда я туда приехал (в учреждение АК 159/5) 20 апреля 2017 года, подвергался избиениям, пыткам. Бесчеловечное обращение администрации учреждения. Пройдя все пытки и избиения, стал свидетелем двух убийств в этом учреждении и бесчеловечного обращения с осуждёнными карантинного отделения», – заявил он.
Он также сообщил, что «после всего этого писал жалобы и заявления в органы прокуратуры и правозащитные организации», однако его обращения никуда не отправлялись. В конце своего обращения осуждённый сказал: «Если со мной что-нибудь случится, покалечат или убьют, то хочу, чтобы мои родственники и близкие донесли эту запись до соответствующих органов, чтобы моя смерть не осталась безнаказанной».
Похожие видеозаявления еще от двоих заключенных были опубликованы в Интернете в начале января. Некоторые из них назвали фамилии людей, якобы имеющих отношение к происходящим в тюрьме событиям.
На просьбу Азаттыка прокомментировать видеозаявления о пытках в тюрьме пресс-секретарь комитета уголовно-исполнительной системы министерства внутренних дел Казахстана Галымжан Хасенов попросил направить письменный запрос, ответ на который будет дан в течение семи дней согласно закону.
«УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ВОЗБУЖДЕНО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОСУЖДЁННОГО»
Правозащитник Елена Семенова говорит Азаттыку, что по заявлению двух осуждённых из выложенной в Сеть видеозаписи прокуратура 26 января постановила возбудить уголовное дело. По ее словам, отбывающие наказание в тюрьме Надир Усманов и Канат Борашов были признаны в качестве потерпевших, она была назначена их защитником.
– Вчера сделали экспертизу. Что она покажет, пока сказать не можем. Установить наличие телесных повреждений по прошествии времени затруднительно. Нужна очень глубокая экспертиза, и это деньги стоит. Я сомневаюсь, что будут делать такое дорогостоящее исследование. Им проще сделать то, что дешевле государству. Тем не менее, согласно Стамбульскому протоколу, будет подано ходатайство о психологической экспертизе, – говорит Елена Семенова.
Она также сообщила, что, несмотря на постановление прокуратуры, с 26 января не может встретиться с руководителем колонии и своими подзащитными.
Елена Семенова говорит, что многочисленные жалобы на пытки от осуждённых, отбывающих наказание в учреждении ОВ-156/14 в городе Семей, поступали и ранее и по этим жалобам «также могут быть возбуждены уголовные дела».
В связи с этой ситуацией репортер Азаттыка обратилась за комментариями в прокуратуру Восточно-Казахстанской области. Помощник прокурора Дмитрий Корогод попросил обратиться с письменным запросом. Он посоветовал родственникам «проглотившего гвоздь» осуждённого обратиться в местную прокуратуру или департамент уголовно-исполнительной системы, сообщив, что «без этого проверка невозможна». По его словам, видеозапись, опубликованную в Интернете, он не видел.
– В целом, будет правильнее, если осуждённые сами обратятся с жалобой. У них есть специальная служба, которая занимается канцелярией. В электронном виде всё это поступает в органы прокуратуры. Но не исключены факты, что эти жалобы могут задерживаться администрацией и не отправляться. Наши прокуроры ежедневно во время дежурства приезжают в учреждения и опрашивают осуждённых, интересуются, есть ли у них жалобы и заявления. При поступлении жалоб прокуратура сразу забирает эти обращения,– говорит Дмитрий Корогод.
Азаттык продолжит отслеживать развитие событий.
Радио «Азаттык», Макпал МУКАНКЫЗЫ
ИСТОЧНИК:
https://rus.azattyq.org/a/zaklyuchennye-semey-zhaloby-na-pytki/29004113.html
Свежие комментарии